Оглавление:
1. Психологические проблемы бесплодия
2. Депрессия
3. Фобия
4. Измена
6. Осознанность
8. Фобия и тревога при нежелательной беременности
10. Граница. Физическое и эмоциональное насилие
11. Привязанность матери и ребенка
12. Типы привязанности матери и ребенка
13. Уровни привязанности ребенка
15. Привязанность матери и ребенка. Часть 2
Психологические проблемы бесплодия.
Рождение ребенка — очень важное, эмоционально насыщенное событие в жизни любой женщины. Но не всегда всё так просто. Бывает так, что здоровья только на уровне организма для зачатия и вынашивания – мало.
Особую группу женщин составляет те пациентки, у которых медицинский диагноз точно не определен. Другими словами, обследование по стандартным медицинским критериям не выявило причин того, чтобы беременность не наступала. В медицинской науке и в психологии данный феномен обозначен как «неясное», «неясной этиологии», «необъяснимое», «психогенное», «идиопатическое» бесплодие. Каков бы ни был взгляд медицинской науки на этиопатогенез бесплодия, в тех случаях, когда женщина не может получить ответ на вопрос о причине ее бесплодия, она попадает в особую психосоциальную ситуацию, и тогда могут возникать разные мысли и чувства, такие как : негативные мысли о себе и партнёре, чувство постоянной тревоги, обида на партнера, снижение полового влечения, боль и злость от вестей о пополнении семейства у знакомых, чувство бессилия и несправедливости этого мира, снижение самооценки, ощущение огромной усталости и безысходности, отсутствие надежды и доверия кому-либо. Сложность этой ситуации в жизни женщины не может сводиться лишь к гинекологической неопределенности. Неопределенность репродуктивного статуса создает такой жизненный контекст, который часто сам по себе вполне может рассматриваться как порождающий кризисные переживания. Если Вы пока ещё на пути к материнству Мы создали группу психологической помощи и поддержки. Группа проходит 1 раз в неделю в течение месяца. Предварительная консультация и психодиагностика обязательна
Спад настроения, мрачные мысли, одиночество, отсутствие интереса к обычным делам, ранее таким привычным и любимым, суицидные мысли, порезы на теле, чтобы боль телесная вытеснила боль душевную – так она проявляется, Госпожа Депрессия. И не хочет уходить, потому что никому ты уже ничего не хочешь отдать, да и не можешь. Твой богатый внутренний мир никуда не делся, но он погас, он во власти депрессии.
Депрессия может начаться незаметно, от простых уступок другим, терпения, когда хочется и есть, что сказать, но выбираешь паузу в разговоре других, а момент проходит.
Депрессия может зародиться в детстве, если остался с одним родителем и боишься потерять его любовь, стараешься во всем угодить, начинаешь жить его жизнью, проблемами, переживаниями.
Много думать, контролировать других, свои поступки, эмоции, подавлять чувства и желания ради других – всё это может сформировать готовность к депрессивному состоянию. Иногда так происходит вынужденно, от обстоятельств в семье, в школе, на работе,
Бывает, что депрессия резко проявляет себя на фоне разрыва отношений, смерти близкого человека, какого-либо стресса, разочарования, отвержения.
Она разная – ДЕПРЕССИЯ – у каждого своя. И надо разобраться в её истоках, особенностях проявлений. Сделать это может только специалист, психолог или врач. Часто надо научиться вспоминать свои желания и мечты, намерения и мысли. Дело в том, что от депрессии всё СВОЁ уходит на задний план. Можно даже думать, что это не важно, другим не нужно или считать, что и так им должно быть понятно. Знаете, НЕ ПОНЯТНО. Люди привыкают, что депрессивный человек уступит, потерпит, смолчит, что ему ЭТО НРАВИТСЯ, он просто такой, очень удобный. Только когда депрессивный по складу личности уже заболеет депрессией, окружающие могут это заметить.
Поэтому очень важно не пропустить признаки депрессии, а прийти с этой проблемой к психотерапевту, психологу раньше, когда вы только заметили у себя излишнее терпение, дискомфорт, привычку подавлять свои чувства, мало ценить себя.
Тревога и страх появляются от разных причин. Обычно они являются сигналами психологического неблагополучия. Значит, что-то в жизни не так.
Корни тревоги чаще кроются в установках, усвоенных с детства. Например: «мало ли что может случиться», « другие лучше тебя», «ты должен учиться отлично» и т.д. и т.п..
Сложности с установкой своих границ, затруднение сказать «нет», заниженная самооценка заставляют человека жить в напряжении и находиться в состоянии тревоги, страдать проблемами с засыпанием, наплывами мыслей, бесконечным изматывающим контролем.
Фобии же, или страхи, тоже имеют разное происхождение и содержание. Например, страх мужчин, страх сближения с женщиной, страх темноты или замкнутого пространства, страх открытых площадей , заражения, общественного мнения. Могут возникать фобии относительно своей внешности, телосложения, боязни оказаться бесплодной женщиной или страх сексуальной неудачи у мужчин. Страхов много, все они имеют свои особенности. Общее у всех страхов то, что они отравляют жизнь, лишают счастья и покоя. Фобии, или страхи вызывают напряжение в теле, в мышцах лица и даже речевых мышцах, частое сердцебиение и потливость или озноб, ком в горле, бесконечное навязчивое мытье рук до повреждения кожи, обгрызание ногтей, боли в разных частях тела и проблемы с кишечником, а также множество защитных ритуалов.
Психические травмы, стрессы, иные переживания могут стать источником страхов и панических атак. Во всех этих случаях необходимо лечение у психолога, психотерапевта, психиатра, психолога-психоаналитика. Проработка страхов и грамотное лечение освободят от фобий, это вполне реально.
Важно только объединиться со специалистом против страха, разобраться с ним, и страх начнет отступать, а убедившись, что вы что-то конкретное и важное поменяли в жизни, страх уйдёт, увидев, что ему нет больше места в вашей жизни.
Рассмотрим пример пары, состоящей в браке. У них были уже проблемы, которые не решались партнёрами. Произошла измена одного из супругов, а пара хочет сохранить брак и наладить отношения. Это новая травма для обоих и паре надо справиться со случившимся, начать новую жизнь. Изменивший часто не может понять серьёзность последствий измены, насколько пострадала самооценка его партнёра, его ощущение себя. Чтобы исправить ситуацию, партнеры не должны скатываться к обвинениям, разбирать детали измены. Это не приносит облегчения. Партнёрам требуется терпение, они должны помогать друг другу. Изменивший должен понимать поведение пострадавшего, которое определяется посттравматическими симптомами. Пострадавший хочет успокоиться и убедиться, насколько он ценен для своего партнера. Он будет тщательно следить за изменившим, контролировать все его поступки, действия. К этому надо относиться с пониманием, быть открытым для партнёра, отвечать на его вопросы, не защищаться, жертвовать своей независимостью. Пострадавший будет страдать и мучатся. Изменивший испытает напряжение, которое нужно пережить. Пара должна пройти этот мучительный процесс и перестать эмоционально реагировать на случившееся. Пострадавший должен принять и простить. Изменивший должен проявить честность, открытость, сострадание.
Супружеская терапия помогает залечить рану.
Казалось бы, женщина здорова, физически развита, но не может родить. Тесты ее и ее супруга говорят, что она должна забеременеть, но результата нет. Причины могут быть в психическом состоянии женщины и они ведут к замедлению ее репродуктивного развития, его остановке. Рассмотрим несколько таких причин:
-
- Физическая травма в детстве, юношеском возрасте, после которой человек боится переносить боль. Любая боль вызывает напряжение, а страх пережить боль подавляет репродуктивное развитие человека.
- Внушение. Мать девочки часто говорила: «Беременность — это так мучительно, ходишь как бочка» или: «После родов меня так разнесло!», «Дети это такая обуза!». У девочки на подсознательном уровне это закрепляется и в дальнейшем сказывается.
- Психическая невзрослость. Это когда человек психически чувствует себя ещё ребёнком не способным принимать самостоятельные решения и нести ответственность не только за чужую жизнь, но и за себя.
- Боязнь потерять партнёра, сомнения в партнёре. Женщина думает: «Я стану некрасивой, толстой и мой партнёр уйдёт». А может быть ей кажется, что её партнер не любит детей либо их не хочет сейчас.
- Финансовая нестабильность. Страх не вырастить ребёнка, «нам нечего будет есть», «я потеряю работу» и тому подобное.
Все эти причины могут вести к бесплодию. Занятия с психотерапевтом помогут найти причину и с ней справиться.
Чем больше у человека осознанность, тем больше внимательность. В наш цифровой век внимательность дает больше возможностей в жизни. Как повысить свою осознанность, несколько советов:
1. Утром, за завтраком возьмите в руки чашку чая или кофе подойдите к окну, посмотрите на улицу. Подумайте минутку, что начинается новый день, посмотрите вокруг. Загляните внутрь себя, поймайте свои ощущения, подумайте о себе.
2. Пока вы едете на работу, задумайтесь, какие у вас на сегодня планы, что вы хотите сделать сегодня.
3. Если у вас зазвонит телефон не хватайте сразу трубку, посмотрите, кто вам звонит и что вы ответите. Не бойтесь останавливать мгновение, уходить в себя. Хоть чуть-чуть.
4. По дороге с работы домой подумайте, что сделали за сегодняшний день, все ли успели. И оставьте мысли о работе до следующего дня.
5. Вечером, перед сном, посмотрите на улицу. Что-то изменилось вокруг, в вас? Ощущайте себя, как можно чаще, не бойтесь останавливать мгновение, уходить в себя, понимать, что происходит с вами и вокруг вас.
Обратите внимание, если среди ваших знакомых попадаются плохие, неприятные люди, вам с ними тяжело или вам постоянно не везёт с любовью, почему так происходит? Если у вас здоровая психика, то и все ваши отношения должны быть здоровыми. Рассмотрим возможные нарушения вашей психики с точки зрения ваших отношениях с людьми. Какие могут быть симптомы:
Если вас окружают ненадёжные друзья, люди, которые могут совершить неадекватные поступки, токсичные — это значит, что вы сами такие, так как сами выбираете этих людей. Возможно, в более раннем возрасте, отношения в вашей семье были нехорошими, вы видели частые ссоры родителей, кто-то кого-то обманывал и в последствии вы подсознательно выбираете похожих людей, привычную среду.
Если вы думаете, что взаимная любовь — это чистая случайность, значит у вас есть какое-то расстройство психики, потому что, на самом деле, партнера выбираете вы себе сами. Если у вас здоровая психика, вы выбираете психически здорового человека, а если у вас есть некое расстройство, на вас действуют переживания, заложенные в детстве или юности, то вы выбираете похожего на вас человека с такими же расстройствами. По сути, зеркального отражения вас.
Возможно, в маленьком возрасте у вас был недостаток внимания со стороны родителей, мало друзей и вас это угнетало, а сейчас вы пытаетесь наверстать и заводите очень много друзей. Получается, что вокруг вас собрано множество людей, здоровых и больных, а вы их все заводите и заводите, даже не задумываясь, кто они. Это также является расстройством, нарушением психики.
Или наоборот. У вас очень мало друзей, вы боитесь людей. Это тоже было заложено в более раннем периоде вашей жизни и вы не доверяете людям. Вы выбираете очень тщательно друзей, таких же как вы, недоверчивых, мнительных людей с нарушением психики.
Если вы замечаете у себя вышеописанные симптомы, значит у вас тоже наблюдается нарушение психики и это можно исправить, обратившись к психотерапевту.
Фобия и тревога при нежелательной беременности
Бывает так, что беременность нежелательна.
Как правило, люди заранее планируют беременность, с нетерпением ждут детей, радуются их рождению, но бывает и так, что беременность наступает неожиданно, внезапно и, вовсе, она не желательна. В этом случае женщина испытывает различные страхи, которые могут связаны со следующими факторами: есть ли в семье уже дети, наличие супруга либо партнёра, материальное положение, наличие работы, квартиры, желание иметь детей в принципе. Кроме того, появляется тревога за свое здоровье, страх смерти.
Обычно, женщины заранее не задумываются о том, что может наступить нежелательная беременность. Все думают: «Я принимаю противозачаточные таблетки, я не забеременею, а если забеременею, то сделаю аборт». А многие даже об этом не думают. Но, когда внезапно наступает беременность, то может случиться, что нет физиологической возможности сделать аборт, без последствий для организма и тогда женщина решается вынашивать нежелаемого ребёнка.
И в этот момент женщине больше всего хотелось бы получить поддержку от окружающих, но часто вместо поддержки она слышит восторженные возгласы: «О, ты будущая мама!», «Дети — это счастье!», «Наконец-то у тебя будут дети!» и тому подобное. Хотя будущая мама предпочла бы их не слышать. В этот период женщина сталкивается с такой проблемой, как нежелание иметь ребёнка, она носит плод, которому не рада. Иногда, она думает: «хоть бы ты сдох». В дальнейшем это повлияет на психику ребёнка. И эта еще одна огромная проблема – ненависть и отвращение к зарождающемуся плоду.
Таким образом, беременная испытывает страх, внутренний дискомфорт, ненависть к плоду и непонимание окружающих. У нее развиваются различные фобии, депрессия, тревога.
В этот момент ей очень нужна поддержка грамотного психолога.
Разум человека и тело неразрывно связаны. Бывает так что, когда женщина очень хочет забеременеть, может наступить ложная беременность. Таких примеров немало в истории. Мозг может начать обманывать тело при большом желании забеременеть. Например, любовница очень хочет забеременеть, чтобы её партнёр ушёл от его жены к ней. И голова выдает желаемое за действительное. У женщины могут прекратиться месячные, растут молочные железы, появляется животик и даже тест на беременность может показать положительный результат. И только, когда «беременная» придёт на УЗИ, она увидит, что она не беременна.
Немало примеров и когда тело обманывает мозг. Вздутие живота из-за газов, токсикоз от еды может дать мозгу ложный сигнал о том, что что наступила беременность и в ответ мозг даст ответный сигнал, он «решил», что настала беременность и у женщины начнет увеличиваться грудь, появится отёчность, наступают признаки беременности.
Ложная беременность может наступить и когда человек очень боится забеременеть. В этом случае, малейшие признаки схожие с беременностью, мозг может обработать как наступление беременности и, тем самым, спровоцировать появление новых признаков беременности.
Здесь мы видим явные случаи того, как тело обманывают мозг, а мозг обманывает тело. В таких случаях рекомендовано обратиться к опытному психотерапевту, занимающегося перинатальной практикой.
Граница. Физическое и эмоциональное насилие.
Вы никогда не задумывались, почему бывает, иногда, трудно кому-то отказать в просьбе? В обществе кого-то вы себя чувствуете дискомфортно и неуютно? С кем-то вам не хочется общаться или хочется общаться в меньшей мере, с кем-то вам хорошо? Всё зависит от того насколько другой человек или люди вторгаются в ваше жизненное пространство, пересекают ваши границы. Рассмотрим такой пример. Вы купили билет на поезд и вам нужно ехать двое суток. Ваше место на верхней полке, вы так выбрали специально, чтобы ехать было комфортно, соседи снизу вам не мешали, можно лежать, читать книги, спать и т.п. Но, вдруг, красивая девушка (молодой человек, старая тетя, мама с ребенком и т.д.) просит вас поменяться и вы не можете отказать. Вы переселяетесь на нижние место и едете так всю дорогу. И вместо того, чтобы поспать или полежать, вы сидите, потому что соседи постоянно ходят туда-сюда, едят за столом, сидят разговаривают, играют в карты. Вы ощущаете дискомфорт, в вас растет раздражение, агрессия. Ваши границы нарушены. Происходит физическое насилие над вами. Подумайте, зачем я поменялся? Я же знал, что так всё и будет, но тем не менее я это сделал, почему я так поступаю, сам провоцирую нарушение моих границ? Потому что это стереотипы из детства заложенные в вас. Например, родители Вам говорили: «Старшим надо уступать», «женщины слабые, им надо помогать». Вас учили, что надо потерпеть и у вас всё будет, и не надо хныкать. Не бояться препятствий, воздастся сторицей и много другое. «Саша сделал хорошо, на Саша конфетку». И вы делаете ДРУГИМ хорошо, а СЕБЕ плохо, потому что вы рассчитываете на похвалу и хорошую эмоцию. Улыбка, просьба другого человека, вас на это провоцируют. Можно привести множество примеров.
Мы рассмотрели нарушение ваших физических границ, физическое насилие. А что такое эмоциональные границы и их нарушение? Чтобы понять это, нам нужно вернуться в наше детство, где лежат корни эмоционального насилия. Часто родители подавляют эмоций ребёнка: «Да хватит уже плакать!», «уймись ты!», «надоел своим нытьем!», «хватит уже ржать!». Родители прерывают эмоцию ребенка, не дают ей исчерпать себя, эмоционально раскрыться. Или идёт умаление события, из-за которого у ребёнка возникают эмоции: «Ну что ты плачешь, это же не больно», «ну что ты обиделся из-за ерунды?» или «нашёл чему радоваться!». Эмоциональным насилием является и противопоставление одного ребёнка другому: «Смотри какая Танечка умница, как она хорошо сделала уроки» или «какая у неё причёска, а ты такая неряха», «Вовочка так хорошо кушает, вырастит большой и умный, а ты не ешь, будешь бледный и больной!». И вы станете больным или толстым и не сможете отказываться от лишней еды. А когда вы будет видеть женщину с красивой причёской, у вас будет возникать чувство, что этот человек вас превосходит и ему необходимо уступить или угодить. Перекладывание ответственности со взрослого на ребёнка тоже насилие: «Если бы я тебя не родила, я бы была стройной и красивой!», и «Если бы не ты, я работала бы директором и получала много денег». Взваливания непомерного груза на ребенка: «Твоя мать — сука, она мне изменяет», «если не будешь меня слушаться, сдам тебя в детский дом». Это примеры нарушения взрослыми границ ребёнка, подавления и умаления его эмоций. А когда человек вырастает, он примеряет это на себя. Он чувствует себя неуверенно с другими людьми, он может им подчиняться, он не может отказать, боится людей и т.п. и т.д.
Чтобы разобраться со своими эмоциями, с подавлением своих чувств, с неожиданным дискомфортом необходимо проработать все свои страхи, тревоги с опытным психотерапевтом или психологом, вернуться в своё детство, чтобы разобраться в каких ситуациях, где было эмоциональное насилие, которое оставило свой неизгладимый отпечаток.
Привязанность матери и ребенка.
Формирование отношений матери и ребёнка происходит в двух плоскостях.
Первая плоскость – этологическая, когда происходит формирование естественных отношений матери и ребёнка, инстинктивная, генетическая связь. Так происходит в мире животных. Ребёнок бессознательно формирует связь с родителем, с матерью, чтобы сохранить свою жизнь, оберегая себя. В ранние годы развития человечества, когда люди жили племенами, была большая опасность погибнуть от хищных животных либо других природных факторов. И ребёнок понимал, что не может существовать без помощи взрослого. Выработалась естественная реакция ребёнка на то, чтобы привлекать к себе внимание окружающих, а именно, родителей, мать. Бессознательный плач, улыбка, сюсюканье — всё это то, чем ребёнок притягивает родителей, он постоянно требует внимания, следит за объектом своего внимания, тем самым создавая вокруг себя ореол безопасности. Так формируются естественно-природные отношения матери и ребёнка.
Вторая плоскость — психическая. В ней отношения матери и ребёнка начинают формироваться в период беременности. В это время мать начинает разговаривать с ребёнком, переносит часть своих фантазий на свой плод. В этих отношениях заметную роль играет прошлое матери, отношение её родителей к ней в ее детстве. Мать много переносит из своего младенческого возраста на общение со своим ребёнком, все свои нерешенные психические проблемы или фобии. В этих отношениях важную роль играет насколько беременность была желательной. Если это желанная, осознанная беременность, женщина, ласково общается с ребёнком, называет его уменьшительными словами: «моя крошка», «котенок», относится к нему бережно, дорого. В случае нежеланной беременности и беременности, которую мать не хотела, она может относиться к ребёнку грубо, с ненавистью. Таким образом, формируется будущие отношения матери и ребёнка, которые обязательно проявятся в будущем.
Чтобы правильно общаться с ребёнком, умело интегрировать фантазию в реальность, будущей матери нужно консультироваться с опытным психологом, занимающимся перинатальной практикой.
Типы привязанности матери и ребенка.
В первые годы жизни у ребёнка формируется привязанность со значимыми взрослыми. Сегодня рассмотрим типы этой привязанности. Существуют надежная или безопасная привязанность и небезопасная привязанность. Небезопасные привязанности можно разбить на три вида: тревожно-амбивалентные, тревожного-избегающие и тревожно-дезорганизованные. Сформировавшийся тип привязанности определяет в дальнейшем стиль поведения человека в будущем. Рассмотрим эти привязанности, каждую по отдельности.
Если мама участвует в жизни ребёнка, много проводится с ним времени, занимается с ним, откликается на его призывы или капризы, разговаривает с ним, смотрит в глаза, играет, у ребёнка формируется безопасная или, как её ещё называют, надёжная привязанность. При такой привязанности ребёнок не боится выходить в окружающий его мир, исследовать его, потому что он знает, что он всегда может вернуться в свой мирок, к маме. Его взгляд на себя положительный, он хорошо общается со сверстниками, он оптимистичный.
Следующая привязанность – тревожно-амбивалентная. Она возникает, когда мама уделяет ребёнку мало либо недостаточно времени. Ребёнок, чтобы привлечь внимание мамы, начинает капризничать, громко смеяться, шуметь, то есть, совершать действия по привлечению мамы, а тогда мама откликается, он начинает вести себя неоднозначно, прячет свои эмоции и старается показать, что всё хорошо, ничего не случилось. Ребёнок растёт капризным, неуравновешенным, с истерическим складом характера.
Второй вид небезопасной привязанности – тревожно-избегающий. Если ребёнок растёт в страхе, что его могут наказать за чрезмерное проявление эмоций, он начинает эти эмоции подавлять. Малыш боится лишний раз засмеяться, заплакать, ведет себя тихо, не шумит. В дальнейшей жизни он будет замкнут, с негативным восприятием себя, плохо сходиться с людьми, у него будет тяжёлый характер.
И, наконец, последний вид привязанности – тревожно-дезорганизованный, который формируется, если ребёнка воспитывает мать алкоголичка либо ребёнок отдан в детский дом. Малышу уделяется мало внимания, а когда взрослые обращают на него внимание, они могут накричать или даже ударить. Нарушается смысл самой привязанности, в неё вносится дезорганизация. Такой ребёнок растает крайне неуравновешенным, с неадекватными поступками, избегает и боится людей.
Напоследок, хотелось бы заметить, что в результате стресса в организме человека вырабатывается много кортизола и адреналина и при частых стрессах в организме ребёнка может начаться интоксикация из-за этих гормонов, что сказывается на работе мозга и на самом развитии ребенка. Как правило, дети, выросшие в неблагополучных семьях, у которых были плохие отношения с матерью, вырастают с различными заболеваниями.
Как мы уже знаем, в первые годы развития ребенка формируется привязанность между ним и значимыми взрослыми. Существует шесть уровней привязанности.
В первый год жизни у ребенка формируется «чувственная» привязанность. Он видит маму, папу, нюхает их, слышит.
На второй году ребенок начинает подражать взрослым, копировать их. Если мама улыбается, малыш – тоже. Привязанность формируется на копировании. Ребенок старается походить на взрослых.
Годом старше малыш выбирает с кем ему быть, кто ему больше значим. Он старается угодить маме, папе, слушается их, становится «верным» семье.
На четвертом году ребенок начинает понимать свою значимость. Для него важно, насколько он ценен для своих взрослых, как они к нему относятся. И, если, до 3 лет жизни привязанность достаточно хрупкая, то сейчас она начинает крепнуть.
Годом позже появляется эмоциональная привязанность, ребенок начинает любить маму, папу по-настоящему. До этого, он подражал, копировал чувства.
На шестом же году привязанность формируется на понимании ребенка взрослыми. Он начинает доверять, делится своими мыслями и секретами. Можно считать, что в этом возрасте привязанность сформирована полностью.
Привязанность – это достаточно хрупкая вещь и в любом возрасте можно нарушить естественное ее формирование. Поэтому, в первые годы жизни ребенка очень важно бережно и вдумчиво относится к отношениям с ребенком, в любой момент привязанность можно нарушить, направить в противоположную сторону.
Привязанность, возникающая в ранние годы жизни ребенка со значимыми взрослыми, очень ранима. Как было написано в предыдущей статье, существует шесть уровней привязанности. Сегодня обсудим одно из нарушений привязанности.
Разлука – это нарушение эмоциональной привязанности, которая, соответственно, вызывает эмоциональную боль. От боли возникает страдание. От разлуки сердце ребенка начинает твердеть, возникает защитное отчуждение. Чтобы избежать невыносимой боли, мозг ребенка включает защитные функции и там, где малыш должен искать близости, он будет ее избегать. Ожидание же разлуки, вызывает такую же боль, как и сама разлука. Ребенок будет жить в постоянном напряжении, становиться замкнутым, необщительным с вами.
Если ваша жизнь связана с частыми командировками или, может быть, вы часто лежите в больнице, постарайтесь компенсировать разлуку, укрепляя другие привязанности, которые вам доступны. На уровне чувственной привязанности: оставьте ребенку свою фотографию, вещь с запахом, ваше колечко, украшение, поговорите по телефону, скайпу. На уровне похожести: купите одинаковые вещи (шарф, шляпку, ручку, блокнотик и т.п.), придумайте ритуал, который вы и ребенок должны выполнять в определенное время, с одинаковым содержанием. На уровне верности – пусть ребенок выполняет тот же распорядок дня, что и при вас, на уровне понимания – пишет вам письма, делится тайнами и секретами. Способов множество и вы сможете найти тот, какой больше подходит вашему ребенку. Не доводите ситуацию до стадии отчуждения, тогда вам необходима будет помощь психотерапевта.
Привязанность матери и ребенка.
Часть 2.
Как мы с вами уже обсуждали, привязанность матери и ребенка формируется естественно и инстинктивно. Это эволюционный механизм, который позволяет выращивать потомство. Мать может не уметь читать, но детей она вырастит.
Родители тоже люди, а люди имеют очень разные качества личности. Одни более уязвимы и больше нервничают, а если речь заходит о чём-то ценном, эти черты характера усиливаются и выражаются сильнее. А ребёнок начинает высвечивать эти уязвимости, подпитывать их. Одна из этих проблем — родительский невроз — это родительская тревога. Родители боятся потерять ребенка, что-то сделать не так и, соответственно, очень нервничают. Это повышенная тревожность. А ещё нынешнее поколение родителей хорошо знакомо с теорией Джона Боулби, которая утверждает, что очень много определяется ранними отношениями ребенка с родителем. Одно из основных положений теории привязанности — это идея, что человеческий ребенок рождается незрелым и адаптивным. С другой стороны, он активен и за счёт этого может приспособиться к очень разным условиям жизни, где бы он не родился, в африканском племени «юмба» или в богатой семье в большом городе. Этот ранний детский опыт обладает очень сильным действием и формирует отношение ребёнка со своими близкими значимыми взрослыми в первые годы жизни. Создаются устойчивые модели поведения и эмоционального переживания у ребёнка, которые будут постоянно проявляться и во взрослой жизни.
Несколько слов о «травме привязанности». Есть родители, которые воспитывались в детском доме или в семье алкоголиков, где с ними очень плохо обращались их родители, где привязанности были нарушены, а они являются жизненно важной потребностью ребёнка, такие как, еда, вода, отсутствие сильных болезней.
Также, надо думать и о том, что материнство не является вашей единственной функцией. Да, это очень важно заниматься выращиванием ребёнка, но, к сожалению, если вы занимаетесь ТОЛЬКО этим, в этой ситуации вы и ребёнка делаете более слабым, более зависимым, нуждающимся в матери. Это происходит от вашей незрелости, ваших страхов. Надо, чтобы у вас была интересная работа, которая нравится. Надо, возможно, получить образование дополнительное или закончить курсы, которые снизят ваши страхи. Да, теория привязанности говорит про то, что ребёнок меняется и есть очень сильная потребность в привязанности в первые полтора-два года жизни, но в 3 года лучше бы отдать ребенка в детский сад, дать ему возможность общаться со сверстниками, а вам пойти работать. Это здорово и правильно.